Что такое аритмия сердца? Виды аритмии

аритмия сердцаФункция сердца – перекачивание крови посредством сокращения мышц. Чтобы кровь текла в правильном направлении, необходима скоординированная работа сердца. Этим координатором является проводящая система сердца.

Проводящая система представляет собой нервно-мышечное образование, состоящее из узлов и пучков. Наверное, многие слышали про «пучки Гиса», их «правую и левую ножку». Это как раз те самые проводящие пути. По ним поэтапно проходят электрические импульсы: от предсердий к желудочкам, заставляя сокращаться эти отделы сердца попеременно.

В результате предыдущий отдел сокращается, выталкивает кровь в следующий отдел, затем кровь распространяется посредством кровеносных сосудов по организму. Сердечно-сосудистая система работает слаженно, все органы получают кислород и питательные вещества вовремя и в достаточном количестве.

Что происходит при аритмии? По какой-либо причине (о них мы поговорим позже), электрические импульсы становятся беспорядочными. Вследствие этого возникают нарушения:

1. автоматизма и возбудимости – процесса возникновения импульса и ответа на него;
  2. проводимости – проведения импульса по проводящей системе сердца;
  3. сократимости – сокращения клеток сердечной мышцы;
  4. временной невосприимчивости клеток к импульсу, что защищает их от наложение последующего и возврата предыдущего импульсов.

Аритмии встречаются часто и в большинстве случаев оказываются эпизодическим явлением. Следовательно, какой-либо угрозы не несут. Но есть ещё патологические аритмии, которые требуют пристального внимания врачей и адекватного лечения.

Причины аритмии сердца

Все причины, по которым возникают аритмии, можно разделить на 5 групп.

Кардиальные, связанные с патологией -ишемическая болезньсамою сердца или сосудов

-ишемическая болезнь -кардиомиопатия-пороки сердца-патология со стороны клапанов-атероскпероз-другие нарушения

Побочное действие лекарств

-мочегонных

-сердечных гликозидов

-симпатомиметиков (адреналина)

Внешнее воздействие

-злектротравма

-стресс, недосыпание, переутомление, чем чаще всех грешат мужчины, к примеру, бизнесмены или руководители

-гипо- или гипертиреоз-злоупотребление стимуляторами (кофе и кофеинсодержащими напитками)

Нарушения электролитного баланса

-повышение или понижение уровня калия

-повышение уровня кальция и т. д.

Интоксикация

-курение и алкоголь, злоупотребляют которыми тоже чаще мужчины

В некоторых случаях причину аритмии не удаётся выяснить. Тогда говорят об идиопатической аритмии.

Важно! Выяснить причину можно только после тщательного обследования пациента!

Аритмия сердца: симптомы и лечение

Клиническая картина зависит от вида аритмии и вызвавшей её причины. К тому же, в эту группу относятся также урежение или учащение частоты сердечных сокращений, их характеристики мы тоже перечислим.

аритмия сердца

1. В норме она встречается у спортсменов. При патологическом течении сопровождается снижением артериального давления. Протекает с головокружением, слабостью, быстрой утомляемостью при физической нагрузке, болями в сердце. При длительном течении развивается хроническая недостаточность кровообращения.
  2. Снижается эффективность работы сердца, у него увеличиваются размеры. Пациент может жаловаться на перебои в работе сердца, боли, чувство нехватки воздуха, потливость, дрожь, потемнение в глазах.
  3. Выделяют формы тахикардии: экстрасистолию, трепетание желудочков, фибрилляцию желудочков. Фибрилляция желудочков – самое опасное состояние, которое характеризуется учащением сердцебиения до 480 ударов в минуту. Развивается чаще на фоне инфаркта миокарда и приводит к остановке сердца.

Лечение при аритмиях подразумевает применение лекарств для устранения нарушений основного заболевания, нормализацию работы сердца. Зачастую этих мер достаточно, чтобы ритм сердца восстановился.

Иногда могут понадобиться:

Диагностика

Диагностика аритмии требует всестороннего обследования для обнаружения других заболеваний. Важное значение имеют опрос, осмотр и проведение анализов. Например, при гормональном исследовании можно выявить гипертиреоз.

Самым информативным методом диагностики является регистрация электрических импульсов, то есть снятие ЭКГ. Его можно проводить в обычном режиме, при этом электрокардиограмма снимается в течение нескольких минут и расшифровывается. Или же электроды ставятся на сутки, и запись в этом случае будет более полная и информативная.

Существуют и такие методики, когда ЭКГ снимают после нагрузок, при которых аритмия вызывается искусственно. Для этого могут проведены:

1. пробы с физической нагрузкой – на велотренажёре или беговой дорожке;
  2. проба с наклонным столом – ЭКГ снимают сначала в горизонтальном положении, затем в вертикальном;
  3. электрофизиологическое исследование с введением электродов в полость сердца. Наиболее точный метод, к тому же, он может сочетаться с лечебной абляцией.

Профилактика

Аритмии, какова бы причина у них ни была, грозят серьёзными осложнениями: инфарктом, инсультом, сердечной недостаточностью, остановкой сердца. Поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Играют роль профилактические осмотры, оптимально – ежегодные, и как можно полные. Они преследуют несколько целей:

То есть после анализов, осмотра кардиолога, инструментальных методов исследования пациент знает о состоянии своего сердца всё. И, что важнее, знает, какие меры необходимо предпринять, чтобы улучшить здоровье и избежать аритмии, инфаркта и инсульта.

Ещё хотелось бы заострить ваше внимание, что не всегда аритмии начиняются с ярко выраженных симптомов. Вначале это еле заметные перебои, чувство замирания, а иногда и вовсе без каких-то признаков. В этом-то и вся опасность. И обнаружить нарушение возможно только при обследовании.

Также мы бы рекомендовали бы почаще проверяться на содержание холестерина в крови. Ведь состав крови напрямую влияет на работу сердца, правильность ритма. А сейчас повышение холестерина, к сожалению, довольно распространённая проблема. В особенности, у молодых мужчин. Они, как правило, в силу своей занятости доходят до врача только в крайнем случае. И очень зря…

Полезные советы от наших врачей

Несколько простых советов помогут вам сохранить сердце здоровым на долгие годы.

1.Больше двигайтесь. Для тренировки мышц сердца подойдут любые физические упражнения. Старайтесь найти время в течение рабочего дня для прогулок. Можно хотя бы ходить по лестницам пешком, если нет времени посещать тренажёрный зал или бассейн.

4.По возможности избегайте эмоциональных потрясений. Если они неизбежны, принимайте успокоительные средства. Гармонизировать внутреннее состояние помогают такие методы, как аутотренинги, медитация, йога.

2.Питайтесь правильно: ежедневно у вас на столе должны присутствовать овощи, фрукты и зелень, сухофрукты. А вот тяжёлой пищи, жирных продуктов, в особенности животного происхождения, следует избегать.

5.Следите за своим весом. Лишний вес ещё никому не прибавлял здоровья. В первую очередь, нагрузку при избыточном весе испытывают сердце и сосуды. Если есть лишний вес и трудно с ним справиться, можно обратиться к диетологам, которые не только проведут диагностику организма, но и подберут подходящие под ваш обмен веществ продукты.

3.Необходимо ограничить употребление кофе, крепкого чая. Про вредные привычки, думаем, и говорить не стоит.

6.Выделяйте достаточно времени для сна. Так вы не только сохраните сердце здоровым, но и обеспечите себе хорошее настроение и цветущий внешний вид.

Ещё статьи по этой теме: