диагностика беременностиНаступление беременности — волнительный этап в жизни пары. Вполне понятно, что супруги хотят узнать как можно раньше о том, что они скоро станут родителями. В таких случаях можно пройти диагностику, которое включает несколько этапов.

Определение беременности важно и для врачей, особенно если у женщины имеется хроническая патология: необходимо как можно раньше провести коррекцию схемы лечения и определиться с ведением родов.

Признаки беременности

Признаки делятся на несколько групп. В таблице ниже их основные отличия.

Сомнительные

Симптомы могут быть и при других состояниях: инфекционном заболевании, отравлении, нервном истощении

Вероятные

Эти симптомы более достоверны, но их наличие не говорит о 100% беременности

Достоверные

Симптомы свидетельствуют о наступлении беременности

Далее мы будем говорить о каждой группе признаков.

Диагностика беременности на ранних сроках: сомнительные признаки

Первым признаком, который заставляет задуматься о беременности, является токсикоз. Включает в себя тошноту по утрам, со рвотой или без; слабость; сонливость; нервозность и плаксивость; учащённое мочеиспускание. Обращают на себя внимание пигментация ареол и белой линии живота, тяжесть в молочных железах.

Извращаются вкус и обоняние: появляется отвращение к резким и даже обычным запахам, продуктам, тошнота и тяга к мелу, глине.

Женщина становится более медлительной, осторожной. Ей руководит доминанта беременности — очаг в головном мозге, который формируется благодаря прогестерону. Прогестерон не только расслабляет мускулатуру матки, препятствует отторжению плода, стимулирует молочные железы, но и психологически подготавливает женщину к беременности и материнству.

Вероятные признаки беременности

В эту группу признаков относятся задержка менструации, изменение молочных желёз и слизистой половых органов, повышение концентрации ХГЧ.

Менструальный цикл

С наступлением беременности менструальный цикл «замирает». Организму больше не надо производить яйцеклетки — поэтому эта функция временно прекращаются. Но есть несколько моментов, который могут привести к ошибочной интерпретации.

1. Кровянистые выделения, которые могут быть во время имплантации. Они могут восприниматься как менструальное кровотечение. В это время оплодотворённая яйцеклетка внедряется в стенку матки: сосуды повреждаются, что приводит к незначительному кровотечению, которое проходит самостоятельно.
  2. Некоторые пациентки отмечают выделения, которые появляются именно в те сроки, когда должна прийти менструация. Они не говорят об угрозе и не являются патологией.
  3. Метод не подходит женщинам, у которых нерегулярный цикл.

Молочные железы

Беременные женщины могут заметить увеличение молочных желёз, тяжесть, покалывание, выделение молозива. Становится видная сеть из мелких вен. Грудь постепенно готовиться к лактации — разрастается железистая ткань, что и вызывает перечисленные симптомы.

Тесты и определение ХГЧ

ХГЧ — хорионический гонадотропин человеческий, гормон, который начинает вырабатываться в больших количествах с момента имплантации, то есть на 7–8 день послетесты и определение хгч оплодотворения. Его следы есть в организме и до зачатия, но именно такая концентрация наблюдается во время беременности.

Уровень гормона достигает максимума к 8–9 неделе, после этого немного снижается и держит стабильные показатели до самых родов.

Существует несколько методов, которые позволяют определять ХГЧ. Иммунологические и радиоиммунологические методы используются в медицинских учреждениях. В домашних условиях информативны и экспресс-методы — моча женщины должна попасть на тест-полоску с реактивом. Если она беременна, реактив и ХГЧ вступят в реакцию, и мы увидим вторую полоску на тесте.

Реакция лучше видна утром, когда моча более концентрирована, но делать её можно в любое время суток.

Есть риск ложноположительного результата при онкологическом процессе, поэтому тест не является абсолютно точным и требует дальнейшей диагностики в стенах медицинского учреждения.

Изменения со стороны половых органов

Изменения половых органов может выявить только акушер-гинеколог при осмотре. Характерен цианоз слизистой влагалища и шейки матки, некоторое размягчение шейки матки.

Уже на 5–6 неделе заметно увеличение матки. Существует ряд специфических признаков, которые названы по автору — Горвица-Гегара, Снегирёва и т.д. Все они определяются у беременной женщины при двуручном исследовании. К слову, осмотр на кресле проводится при первом посещении. В дальнейшем в этом нет необходимости — только по показаниям.

Сомнительные и вероятные признаки требуют дальнейшего обследования и не могут быть 100% достоверным диагностическим признаком беременности. Некоторые из них могут развиться при различных заболеваниях, иногда — очень опасных. Именно поэтому мы советуем обратиться к врачу как можно раньше, не дожидаясь сроков для скринингового исследования — 10 недель.

Достоверные симптомы

Эти признаки являются точным доказательством того, что беременность наступила — пальпация плода, прослушивание тонов сердца плода, определение его движений. Информативны и осмотр акушер-гинекологом, и УЗИ.

1. Тоны сердца начинают улавливаться уже на 3–4 неделе вагинальным датчиком. Обычным абдоминальным чуть позже. Начиная с 18 недель врач проводит аускультацию акушерским стетоскопом. А после 32 недель беременности на каждом приёме проводится КТГ — кардиотокограмма. Исследование позволяет не только прослушивать сердце ребёнка, но и определять сокращение матки.
  2. При пальпации живота определяется плод, его положение, предлежание и размеры. Метод применим на больших сроках, когда становится возможным прощупать через переднюю брюшную стенку.
  3. Движение плода. Плод начинает активно двигаться уже с 8 недели беременности, что видно на УЗИ. Но его движения будущая мама ощущает только с 20 недели, когда он становится крупным.

УЗИ признаки беременности

Ультразвуковое исследование — информативный и доступный метод диагностики беременности. Несмотря на то, что первое скрининговое УЗИ проводится на 10–12 неделе, мы рекомендуем провести осмотр раньше. Для чего?

Во-первых, на осмотре будущая мама и врач удостоверятся, что беременность действительно есть.

Во-вторых, нужно убедиться, что беременность протекает нормально и исключить внематочную беременность, замершую и другие патологические состояния. Особенно это важно, если у женщины в прошлом были неудачные беременности или она забеременела при помощи ЭКО.

Когда можно провести первое УЗИ? Примерно на 3 неделе беременности плод обнаруживается в полости матки — это 5–7 дней задержки. На этом сроке имплантация уже произошла и вагинальное ультразвуковое исследование позволит обнаружить плод.

Определение срока беременности

определение срока беременностиТочное определение срока беременности нужно для уточнения даты родов. Также, зная срок, можно проанализировать полученные результаты, сопоставить их с нормальными показателями и выявить отклонения от нормы. Какие методы существуют?

1. По дате последней менструации — определяется при первом посещении и остаётся неизменной.
  2. Определение срока по первому шевелению возможно только на больших сроках. Первородящие ощущают первое шевеление на 20 неделе, повторнородящие — на 18. Но эти сроки условны.
  3. Измерение величины плода на УЗИ. Определяются несколько параметров, которые позволяют выяснить точный срок беременности.