Эндемический зоб - "географическое" заболевание

Эндемический зоб, или простой диффузный зоб, или диффузный нетоксический зоб, представляет собой заболевание, основной признак которого – увеличение щитовидной железы. Слово «эндемический» в переводе с древнегреческого означает «местный», а в классификации зоба указывает на то, что нарушение функции щитовидной железы возникло в пределах определённого географического ареала. Как правило, такой ареал – от природы йододефицитен.

Сегодня такие местности не редкость, в России к ним относят Среднее Поволжье, Урал, регионы Сибири, часто это высокогорья и покрытые лесами территории. Регулярно получая йод с питьём и пищей в 2-4 раза меньше суточной нормы, организм компенсирует недостаток увеличением размера железы, а конкретнее, тиреоидной ткани.

Эндемический зоб возникает не только при йододефиците

Больше того, в местностях, бедных йодом, далеко не каждый заболевает эндемическим зобом. И наоборот, в благополучных в отношении йода местностях эндокринологи нередко сталкиваются с этим нарушением. По каким же причинам щитовидная железа может увеличиться? Вот эти причины:

Симптоматика эндемического зоба

Есть несколько форм заболевания, зависящих от локализации нарушения – может быть нарушена функция органа в целом, а может быть только частично. Однако в целом в начале заболевания пациент может и не предъявлять никаких жалоб, эндокринолог предполагает наличие дисфункции по результатам пальпации, ультразвукового исследования или анализа крови.

На наличие эндемического зоба могут указывать и те ощущения, которые испытывает и о которых сообщает врачу-эндокринологу пациент. Это могут быть жалобы на сдавленность в области шеи, затруднённость глотания, дыхания, осиплость или охриплость голоса, неприятные ощущения в области головы при наклонах туловища. Иногда может возникать ощущение, что ворот одежды слишком туг.

Показательным методом диагностики является визуальная идентификация утолщения в области шеи. Именно такое увеличение щитовидной железы способно вызвать неприятные ощущения давления на соседние органы – трахею, пищевод, нервные окончания, кровеносные сосуды. Кстати, именно неприятный косметический эффект зачастую приводит пациента на консультацию к доктору.

Лечение

Эндемический зоб способен исчезать при восстановлении нормальной суточной дозы получаемого организмом йода. Поэтому часто излечению способствует приём медикаментов, лечебных препаратов, а также специальное питание, включающее йодсодержащие продукты. В единичных случаях применяются более сложные методы, такие как радиойодтерапия или оперативное вмешательство.

Профилактикой эндемического зоба является прежде всего правильное питание. Суточная потребность ребёнка в йоде зависит от его веса и составляет 25-120 мкг, взрослого человека – 100-300 мкг, беременной и кормящей женщины – 200-250 мкг.

В пищу рекомендуется употреблять йодированную поваренную соль, йодированный хлеб, йодированную воду, морскую капусту, морепродукты, морскую рыбу, хурму и грецкие орехи. А при необходимости не пренебрегать консультацией с врачом-терапевтом или эндокринологом. В нашей клинике вы можете пройти комплексное обследование щитовидной железы и получить консультацию эндокринолога. Обращайтесь!