Лечение храпа

Методы лечения храпа

Качество сна зависит от многих факторов. Отсутствие посторонних шумов является одним из них. Действительно, о каком сне можно говорить, когда рядом (или в соседней комнате) кто-то сильно храпит. Или этот звук издаёте вы сами.

Кроме того, что храп (ронхопатия) мешает спать окружающим, он может являться признаком многих опасных заболеваний самого храпящего. Следовательно, лечение храпа обязательно и должно оно начинаться с выяснения причин.

Чем опасен храп?

Храп может быть признаком такого серьёзного заболевания, как синдром обструктивного апноэ сна, при котором пациент периодические перестаёт дышать. Эти приступы длятся от нескольких секунд до нескольких минут. Часто повторяющееся апноэ вызывает значительное нарушение качества сна. Это приводит к плохому самочувствию в дневное время, усталости и разбитости, появлению постоянного чувства недосыпания, головным болям.

Кроме этого, апноэ вызывает нехватку кислорода (гипоксию), аритмию, повышение АД, нарушения кровотока в сосудах сердца и головного мозга, является причиной инсульта и инфаркта.

Причины храпа

Храп как акустический эффект возникает из-за вибрации стенок дыхательных путей, мягкого нёба, языка и язычка. Вибрация, в свою очередь, является следствием сужения дыхательных путей по различным причинам.

Анатомические препятствия прохождению воздуха:

• гипертрофия миндалин – носоглоточных и нёбных при тонзиллите
  • узость дыхательных путей – врождённая или приобретённая
  • недоразвитая нижняя челюсть;
  • полипы, новообразования;
  • большой язык;
  • искривление носовой перегородки;
  • удлинение язычка, мягкого нёба

Снижение тонуса поддерживающих мышц – с возрастом, при сильной усталости, после употребления алкоголя или курения, при миопатиях

Ожирение

Заболевания щитовидной железы

Это общие причины храпа. Выделяют также разные причины в зависимости от пола (женщины и мужчины) и возраста (дети).

У женщин

У женщин климакс сопровождается снижением выработки половых гормонов. Резкое снижение уровня эстрогенов, влияющих на тонус тканей и состояние бронхолёгочной системы приводит к появлению храпа.

Колебания уровня гормонов в период менопаузы сами по себе являются фактором риска ожирения, нарушений в щитовидной железе. А это, как видно из списка выше, одни из главных причин храпа во сне.

У мужчин

У мужчин на первое место среди причин храпа выходят табакокурение, злоупотребление алкоголем, особенности анатомии органов дыхания, искривление носовой перегородки

У ребенка

Дети в маленьком возрасте страдают увеличенными аденоидами, что нарушает дыхание не только во сне, но во время бодрствования.

Также в этом возрасте диагностируются нарушения прикуса, аллергический ринит, сопровождающиеся храпом. Нужно исключить инородное тело дыхательных путей – не только у малышей, но и у детей старшего возраста.

Какой врач лечит храп?

В первую очередь с проблемой храпа нужно обращаться к ЛОР-врачу. Он проведёт обследование, и, если не обнаружит патологии по своей части, направит к другим специалистам: эндокринологу, кардиологу и т.д.

А нарушения сна – сфера деятельности сомнолога. Это врач, который изучает физиологию сна, его нарушения, влияние нарушений на здоровье человека и пути их устранения. Нелишне будет обратиться к такому врачу не только при храпе, но и других проблемах со сном.

Когда нужно обращаться к врачу?

Как правило, люди идут к врачу только когда начинаются серьёзные проблемы со здоровьем. Частыми жалобами являются постоянная усталость, повышение давления и другие симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение работоспособности, неврологические нарушения.

Между тем, храп – это не только децибеллы, доставляющие вам и окружающим дискомфорт. Главная опасность заключается в вероятности остановки дыхания во сне, которое может привести к инфаркту, инсульту, внезапной смерти, гипоксии.

А у маленьких пациентов также отмечается задержка физического и психомоторного развития, плохая успеваемость в школе, вялость и плаксивость.

Поэтому мы рекомендуем посетить специалиста: если вы заметили, что храпите сами или это делают ваши близкие. При сопровождении храпа остановкой дыханий консультация врача должна быть как можно раньше.

Методы лечения

Для диагностики проводится осмотр и обследование у ЛОР-врача. Иногда может понадобиться такой метод диагностики, как полисомнография – регистрация некоторых показателей (пульса, дыхания, АД, электрических волн головного мозга и других) во сне.

Лечение храпа в Москве ставит первоочередной целью устранение причины. При заболеваниях ЛОР-органов проводится их лечение (в том числе хирургическое), ожирении – комплекс мер по снижению веса, гипотиреозе – коррекция гормональных нарушений и т.д. Обязательным является отказ от вредных привычек.

Есть и специальные методы по лечению храпа.

1. Упражнения, которые помогают повысить тонус мышц: максимальное высовывание языка на 2 сек (30 раз), движение нижней челюстью вперёд и назад, зажимание между зубами на 2 мин небольшого предмета (зубочистки, карандаша).
  2. Есть специальные приспособления, которые фиксируются в области носа или в ротовой полости пред сном.
  3. При апноэ для лечения храпа в Москве применяется и специальный аппарат (СИПАП-терапия), которое обеспечивает поступление воздуха под давлением.
  4. Лекарственные препараты.

Хирургическое лечение храпа в Москве завоёвывает всю большую популярность и среди пациентов, и среди врачей. При этом воздействие идёт на ткани мягкого нёба, после которого те уменьшаются в объёме и уплотняются. В результате они меньше вибрируют, т.е. устраняется главная причина храпа.

Воздействие может быть лазером или электромагнитным излучением (радиочастотная абляция). К более современным методам относится криотерапия – лечение холодом. Преимуществом данного метода являются: гладкий послеоперационный период, отсутствие осложнений, рубцов и каких-либо побочных эффектов.

Профилактика

Чтобы предотвратить храп во сне, следует придерживаться нескольких несложных правил.

Если есть излишний вес, нужно от неё избавиться

Откажитесь от приёма снотворных средств. Замените их правильным питанием, физическими упражнениями и выработайте правильный режим дня

Также важно регулярное наблюдение у врачей, профилактические медицинские осмотры способствуют своевременному обнаружению проблем со здоровьем

При наличии сопутствующих заболеваний следует провести курс лечения

Избавляемся также от вредных привычек

Важно правильно положение головы во время сна. Оптимальное положение – это когда голова и туловище находятся на одной линии. Для этого лучше обзавестись специальными ортопедическими подушками

Старайтесь не спать на спине. Если вы привыкли спать в такой позе, поначалу перестроиться трудно. Но перебороть себя нужно. Со временем вы заметите, что не только стали лучше высыпаться, но и перестали храпеть

Можно также выполнять упражнения при храпе, описанные выше

При правильно и грамотном подходе избавиться от храпа, даже если вы страдаете от него не первый год, можно. Обратитесь к врачу, найдите причину, устраните её, и вы увидите, как ваша жизнь начинает преображаться.

Успехов вам!