Можно ли беременным делать прививки?

можно ли беременным делать прививкиПрививка, или вакцинация — это создание иммунитета искусственным путём против определённой инфекции: гриппа, ветряной оспы, кори и т.д. С момента создания первой вакцины было спасено миллиарды человеческих жизней, уничтожены многие смертельные инфекции, предотвращены эпидемии. В отношении беременной женщины к вакцинопрофилактике следует подходить очень ответственно.

Какие прививки разрешены для беременной, а какие нет — об этом мы поговорим в статье.

Основные рекомендации

При решении вопроса, делать ли прививку, нужно исходить из того, насколько опасна будет инфекция для женщины и ребёнка, какие могут быть осложнения, если она всё-таки заболеет, какой срок беременности и как отреагирует женщина на введение прививки. Обращаем внимание также на то, каким путём создана вакцина.

При необходимости экстренной вакцинации следует выяснить, когда произошёл контакт с инфекционным больным, так как в этих случаях прививка должна быть сделана в определённый срок. Отклонение в ту или иную сторону снижает эффективность медицинской процедуры.

Прививки беременным женщинам: какие делать, а какие нельзя

Вакцина по происхождению может быть:

1. синтетической;
  2. очищенной, состоящей из белкового субстрата вирусов и бактерий;
  3. их живых, но ослабленных инфекционных агентов;
  4. из инактивированных (убитых) инфекционных агентов.

Категорически запрещено беременной женщине вводить живые или инактивированные вакцины, т.к. они могут вызвать заражение организма.

Далее мы будем разбирать каждую инфекцию по отдельности.

Прививка от гриппа беременным

Грипп — сезонная инфекция. Вакцинацию следует проводить заблаговременно — до начала эпидемии, чтобы к моменту контакта иммунитет успел выработаться.

Чем опасен грипп при беременности?

Вирус гриппа вызывает симптомы интоксикации, что само по себе отрицательно сказывается на самочувствии беременной женщины. Есть риск:

Возможные осложнения

Вакцинацию проводить можно на любом сроке, если женщина входит в группу риска: у неё есть хронические заболевания, или она по роду деятельности часто контактирует с людьми. В остальных случаях инъекцию разрешается проводить только на 2 и 3 триместрах беременности

Есть небольшой риск местной реакции в идее покраснения, зуда, отёка

Прививка от эпидемического паротита беременным

Паротит — инфекционное заболевание с поражением железистой ткани, чаще всего это слюнные железы. Редко поражаются яички и яичники, поджелудочная железа, молочная железа и другие органы.

Чем опасен эпидемический паротит при беременности?

Вирус опасен для плода в 1 триместре, когда он приводит к прерыванию беременности. При заражении на поздних сроках есть вероятность передачи инфекции во время родов малышу.

Возможные осложнения

Вакцина от паротита живая, поэтому она противопоказана при беременности. Если женщине не была сделана прививка согласно календарю, она подлежит вакцинации за 3 месяца до зачатия.

При контакте женщины с больным человеком вводится иммуноглобулин с целью формирования пассивного иммунитета

Местная реакция

Прививка от кори беременным

Корь сопровождается сыпью, повышением температуры тела, катаральными явлениями.

Чем опасна корь при беременности?

Вирус не только влияет на самочувствие женщины, но и может вызвать вирусную пневмонию, лечить которую очень сложно. В 1 триместре беременности высока вероятность аномалий развития, гибели плода, в 2 и 3 — преждевременных родов и рождения ребёнка с корью.

Возможные осложнения

Вакцина живая, поэтому она противопоказана при беременности. Прививку следует проводить за 3 месяца до зачатия

Местная реакция, сыпь

Прививка от краснухи беременным

Краснуха сопровождается сыпью, катаральными явлениями, увеличением лимфоузлов.

Чем опасна краснуха при беременности?

Это самая неблагоприятная инфекция для беременной женщины. Если она заразится в начале беременности, это приведёт к аномалиям развития у плода, несовместимым с жизнью. Высока вероятность выкидышей, мертворождений, летальных исходов в периоде новорожденности.

Возможные осложнения

Вакцинопрофилактику по время беременности проводить нельзя. Не менее чем за 3 месяца до зачатия проводят обследование на предмет антител к вирусу краснухи. Если антител нет, то делают прививку

Сыпь, покраснение места укола

Прививка от дифтерии и столбняка беременным

Дифтерия и столбняк сопровождаются выраженным интоксикационным синдромом, обусловленным действием сильнейших токсинов.

Чем опасны столбняк и дифтерия при беременности?

Для самой женщины дифтерия опасна развитием удушья, интоксикацией. До 3 месяцев есть риск выкидыша. При инфицировании на 8–9 месяце ребёнок рождается с врождённой устойчивостью к дифтерийной палочке.

Возможные осложнения

Вакцинация после контакта с больным может быть проведена путём введения вакцины, специфического иммуноглобулина или сыворотки — что при дифтерии, что при столбняке

Временная гипертермия, катаральные явления, аллергическая сыпь

Прививка от полиомиелита беременным

Чем опасен полиомиелит при беременности

Инфицирование мамы приводит к врождённым уродствам у малыша, самопроизвольному аборту, гибели плода во внутриутробном периоде.

Возможные осложнения

При контакте с больным человеком, вакцинация проводится инактивированной вакциной

Местная реакция в виде покраснения и отёка

Прививка от ветряной оспы беременным

Ветрянка характеризуется сыпью и интоксикационным синдромом.

Чем опасна ветряная оспа при беременности?

В начале беременности вирус может привести к врождённым уродствам и выкидышу. А на последних сроках ребёнок рождается с врождённой ветрянкой, что очень опасно для него.

Возможные осложнения

Прививку после контакта делать можно

Сыпь, небольшая гипертермия

Прививка от вирусного гепатита беременным

Заболевание сопровождается нарушением функции печени, интоксикацией. Более опасен вирусный гепатит В, который приводит к хронической форме воспаления печени, циррозу или раку.

Чем опасен вирусный гепатит (А, В) при беременности?

Гепатита А может привести к прерыванию беременности в очень редких случаях.

Инфицирование вирусом гепатита В может стать причиной не только прерывания беременности, но и гибели плода, заражения его вирусом с переходом болезни в хроническую форму, нарушению свёртывания крови у мамы.

Возможные осложнения

Вакцинопрофилактика не представляет опасности для плода

Лёгкое недомогание, местная реакция (покраснение, болезненность)

Прививка от коклюша беременным

Коклюш характеризуется интоксикацией и спазматическим кашлем.

Чем опасен коклюш при беременности?

Заражение грозит выкидышем, который происходят из-за грубых аномалий развития у плода. Если женщина заболевает на поздних сроках, то ребёнок может родиться с врождённым коклюшем.

Возможные осложнения

Вакцинация во время беременности разрешена. Она позволяет предотвратить осложнения

Недомогание, боль и покраснение в месте инъекции

Советы от врачей нашей клиники

Как и при любой прививке, могут быть серьёзные осложнения, которые исключаются грамотным отбором на вакцинацию беременных женщин и проведение предварительного обследования.

Самая верная профилактика инфекций — избегание контакта с больными. Для этого следует меньше находиться в коллективе, посещать людные места. Для повышения иммунитета подойдут прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, проветривание помещений.

Будьте здоровы!