Профилактика гриппа и ОРВИ

профилактика гриппа и орвиОРВИ и грипп — самые распространённые инфекционные заболевания. Неблагоприятную эпидситуацию мы наблюдаем с глубокой осени до ранней весны. Опасен не только возбудитель и вызванные им симптомы, но и осложнения. Поэтому важно быть в курсе всех современных профилактических мер, чтобы смочь уберечь себя и свою семью от гриппа.

Что нужно знать?

Как происходит заражение? Вирус попадает на слизистую носа, проникает внутрь клетки, начинает в ней размножаться, параллельно подавляя иммунную систему. Клетка организма разрушается. После этого новые вирусы выходят в межклеточное пространство, и проникают в другую — здоровую клетку.

Симптомы заражения связаны с интоксикацией и заключаются в повышении температуры, ломоте, слабости, головных болях. Кашель, насморк, боль в горле и другие симптомы появляются при развитии осложнений при гриппе. Или же они обусловлены попаданием других возбудителей — аденовирусов, риновирусов, респираторно-синцитиальных вирусов и т.д.

Особенно возбудитель опасен для младенцев, пожилых людей, беременных женщин и лиц со сниженным иммунитетом — с авитаминозами, после тяжелых заболеваний и операций. У этих групп пациентов отмечается большой процент осложнений: пневмоний, синуситов, невритов, менингитов. К сожалению, не исключен и летальный исход. Как все это предотвратить?

Меры профилактики гриппа и ОРВИ

Профилактика гриппа и ОРВИ разнонаправленная и она бывает:

специфическая

вакцинация с целью создания иммунитета

химиопрофилактика (медикаментозная)

прием препаратов с противовирусной, иммуномодулирующей активностью

неспецифическая

соблюдение правил гигиены и другие методы

Профилактика гриппа и ОРВИ у взрослых

Выборка среди взрослого населения для вакцинации проводится в зависимости от:

Профилактика гриппа у беременных

При беременности вакцинопрофилактика разрешена при любом сроке при наличии у женщины хронических заболеваний. В остальных случаях инъекция делается не раньше 2–3 триместров.

Разумеется, в этом периоде целесообразней воспользоваться советами по неспецифической профилактике. Если весь период эпидемии избегать людных мест, правильно питаться и регулярно проветривать помещение, то можно обойтись и без прививки. О других прививках во время беременности мы написали отдельную статью.

Специфическая профилактика

Специфическая профилактика подразумевает введение вакцин с целью создания иммунитета к возбудителям инфекций. Прививаться нужно заблаговременно: не менее, чем за 2–3 недели до предполагаемого начала эпидемии, чтобы сформировался иммунный ответ. По плану вакцинация начинается осенью — антитела, выработанные в результате процедуры, защищают пациента в течение всего последующего года.

Некоторые вакцины имеют в своем составе иммуномодулирующий компонент, который повышает защитные силы организма и оберегает нас от всех инфекции, а не только от ОРВИ.

Как мы узнаем, от какого штамма вируса прививать? Ежегодно проводятся исследования, в ходе которого анализируется, какой вид вируса будет актуален в этом сезоне. На основе этих данных создается вакцина, которая содержат несколько штаммов вируса гриппа.

Однако, вакцинация не защищает от заболевания на 100%: некоторые привитые пациенты все же заболевают. Но благодаря имеющимся антителам, вирус гриппа быстро «обезвреживается», и весь симптомокомплекс ограничивается проявлениями в легкой форме без температурной реакции.

Схема вакцинации зависит от вида вакцины. Противопоказанием являются острые заболевания, обострение хронических, и аллергические реакции на компоненты вакцины.

Неспецифическая профилактика

Неспецифические методы профилактики направлены на то, чтобы человек меньше подвергался атаке вирусов, а при попадании этих агентов они как можно быстрее удалялись с поверхности тела. Какие меры действенны?

Ограничение контакта с людьми

Мытье рук после улицы и нахождения в общественных местах

Частое проветривание и влажная уборка помещения, при возможности — кварцевание, увлажнение воздуха

Исключение переохлаждения, перегрева, стрессов, недоедания, физического и умственного перенапряжения, стрессов, которые снижают иммунитет

Особого внимания заслуживают маски. Неважно, сами вы их изготовили или купили в аптеке, важнее — чтобы они были плотными и менялись каждые 3—4 часа, а то и чаще. Игнорирование этих рекомендации делает ношение масок бесполезным, а то и вредным занятием. Только представьте себе, сколько бактерий и вирусов скапливается на поверхности маски, если носит его целый день!

Какие лекарства принимать?

Для профилактики ОРВИ и гриппа применяются препараты с разным механизмом действия.

1. Противовирусные препараты.
  2. Иммуностимулирующие препараты.

Применяется и всем известная оксолиновая мазь, которая уничтожает вирусы (этот эффект оспаривается). Механизм действия связан также с созданием пленки на слизистой носа, благодаря которому вирусы не могут «осесть» и начать размножаться.профилактика гриппа и орви

Что еще можно принимать в период эпидемии?

1. Витамины — комплексные или обычный витамин С, который улучшает защитные силы организма и помогает ему бороться с вирусами.
  2. Гомеопатия, БАДы также имеют место быть при профилактике гриппа, однако мы рекомендуем обращаться с этой группой препаратов с осторожностью: нужно выбирать их с умом, а лучше — посоветоваться с врачом, чтобы он назначил препарат с учетом особенностей вашего организма и наличия противопоказаний. Ни в коем случае нельзя применять препараты при начавшейся инфекции. И БАДы, и гомеопатические средства являются исключительно профилактическим средством.

Отдельно хотелось бы поговорить об антибиотиках. Грипп — это вирусная инфекция, а антибиотики — действуют только против бактерий. Следовательно, это две несовместимые понятия. Применение антибиотиков при вирусной инфекции может быть оправдано только в одном случае — если имеются бактериальные осложнения или суперинфекция. Тем более, недопустимо принимать антибиотики для профилактики осложнений.

Народные средства

Мягким иммуностимулирующим эффектом обладают шиповник, эхинацея, чеснок, имбирь, мед и другие компоненты. Травы можно принимать в виде отваров, но существуют и аптечные средства на основе растений, которые легко дозировать и не нужно ломать голову, в какой пропорции и каким образом нужно готовить целебный напиток.

Укрепляет иммунитет следующий состав, его ещё называют «пастой Гиппократа» (другое название — "паста Амосова"). Для его получения нужно пропустить через мясорубку в равных частях:

После к смеси добавляем мед, чтобы по консистенции получилась паста. Какие-то ингредиенты можно заменить лимоном или инжиром.

Принимать нужно по 1 столовой ложке перед завтраком один раз в день или по 1 чайной ложке три раза в день. Средство не только повышает устойчивость к инфекциям, но и укрепляет сосуды, налаживает работу пищеварительной системы, насыщает организм витаминами и микроэлементами.

Рекомендации от врачей нашей клиники

Не забывайте постулат: ты — то, что ты ешь. Он актуален как никогда в нашем случае: только правильно питаясь, мы можем наладить работу всего организма, в том числе и иммунной системы.

Какие продукты чаще других должны появляться на вашем столе?

1. Свежие фрукты и ягоды, компоты из них — лимон, апельсины, киви, шиповник, малина, калина, клюква.
  2. Травяные чаи — ромашка, мята, зверобой и т.д.
  3. Квашеная капуста.

Важно обеспечивать свой организм необходимыми питательными веществами и следить за тем, чтобы в меню в достаточном количестве присутствовали и жиры, и белки, и углеводы. Зима — тот период, когда обмен веществ перестраивается из-за погодных условий, и при составлении рациона для всей семьи следует учитывать этот нюанс.

Желаем вам перезимовать без гриппа и ОРВИ!