Сахарный диабет 1 типа

сахарный диабет 1 типаПод сахарным диабетом современная медицина понимает нарушения обмена углеводов в организме человека и целый ряд других метаболических заболеваний. Разновидностей сахарного диабета достаточно много, но выделяется 2 главных разновидности. Сахарный диабет 1 типа выбирает своих жертв преимущественно среди детей и подростков, в то время как диабет 2 типа поражает людей более старшего возраста, от 40 лет и выше.

История болезни: сахарный диабет 1 типа

Эта болезнь характеризуется практически полным отсутствием инсулина в организме. Инсулин — гормон, вырабатываемый поджелудочной железой в ответ на поступление углеводов в организм. Инсулин отвечает за то, чтобы ткани, прежде всего мышцы, усвоили углеводы, которые для них являются важнейшим источником энергии.

Инсулин производится так называемыми бета-клетками поджелудочной железы. В определённый момент организм и его иммунная система начинают принимать собственные бета-клетки как чужаков, атакуя их антителами. Почему так происходит, до конца неизвестно. Предполагается, что структуры бета-клеток и некоторых микроорганизмов похожи, и иммунная система не может отличить одно от другого. Атаку собственных клеток антителами остановить невозможно, это постоянный процесс.

Симптомы сахарного диабета 1 типа

Клинически диабет проявляется яркой выраженной симптоматикой.

1. Пациент испытывает неутолимую жажду, воду пьёт литрами.
  2. Тут же избавляется от лишней жидкости в туалете, так как организм пытается вывести углеводы через почки. Повышенная жажда и частое мочеиспускание являются самыми характерными признаками диабета.
  3. Ещё одним важным указателем на диабет 1 типа является запах ацетона изо рта больного.
  4. Близкие замечают, что больной резко теряет в весе, несмотря на то, что аппетит его резко увеличился.
  5. Возникают различные кожные заболевания, хотя до этого всё было благополучно. Фурункулы, грибковые поражения кожи, кандидоз слизистых, стоматит, постоянный зуд заставляют пациента обратиться к врачу. Даже обычные царапины и ранки плохо и долго заживают.
  6. Нарушение кровообращения приводит к снижению остроты зрения, снижению чувствительности кожных покровов, ухудшению либидо.

Недостаточное усвоение глюкозы приводит к недостатку энергии, что вызывает сонливость, постоянную усталость, апатию, отсутствие сил даже для простых дел. Частыми жалобами являются головные боли, головокружения.

Если на этой стадии диабет не обнаруживается и лечение не начинается, наступает кома — бессознательное состояние с угнетением функций организма.

Причины сахарного диабета 1 типа

Факторами, которые вызывают уничтожение клеток поджелудочной железы иммунной системой, являются:

Если причина сахарного диабета 1 типа не найдена, то говорят об идиопатической форме заболевания.

Диагноз сахарный диабет 1 типа выставляется на основании:

1. общего анализа крови и мочи;
  2. уровня глюкозы в разное время суток, натощак и после еды, глюкозотолерантного теста;
  3. биохимического анализа крови;
  4. концентрации гликозилированного гемоглобина;
  5. уровня глюкозы и кетоновых тел в моче.

Показано также проведение иммунологических анализов, для определения аутоантител.

Для оценки общего состояния организма и выявления осложнений диабета необходимо проведение ЭКГ, рентгенографии органов грудной клетки, осмотра глазного дна, консультации узких специалистов: офтальмолога, невролога, нефролога.

Лечение сахарного диабета 1 типа

Лечение сахарного диабета 1 типа заключается в ежедневных инъекциях инсулина. Доза препарата рассчитывается эндокринологом. Инсулинотерапия — единственный метод, который позволяет пациенту вести нормальную жизнь.

Пациенты должны самостоятельно рассчитывать количество углеводов, которые они принимают во время еды. От этого зависит доза «короткого» инсулина. Небрежность здесь недопустима – ошибки чреваты опасным повышением сахара в крови или гипогликемической комой в случае передозировки инсулина.

Ни в коем случае нельзя менять препарат без консультации с врачом. В тоже время старайтесь держать уровень глюкозы на стабильном уровне, не допуская скачков.

Одновременно нормализуем другие показатели: артериального давление, гемоглобин, холестерин, свёртываемость крови и т.д.

Лекарства от сахарного диабета 1 типа

Инсулин — основное лекарство, применяемое при сахарном диабете 1 типа. Они бывают животного происхождения, синтетический, аналоговый — созданный на основе изменённой молекулы инсулина человека.

Различается он также по длительности действия: ультракороткого, короткого, средней длительности и длительного (пролонгированный) действия. Есть смешанные препараты, в составе которых инсулин короткого и среднего действия.

Классическая схема подразумевает:

1. двукратную инъекцию пролонгированного инсулина для создания базовой концентрации гормона в организме, вводится вне зависимости от приёма пищи;
  2. 3-кратную инъекцию короткого инсулина в зависимости от приёма пищи.

Оптимальным методом лечения является использование инсулиновой помпы. Аппарат позволяет вводить инсулин без инъекции, через подкожный катетер. Он крепится к одежде, и в запрограммированное время инсулин вводится в организм. Доза лекарства также рассчитывается индивидуально.

Меню при сахарном диабете 1 типа

Есть мнение, что при этом типе диабета можно питаться как обычно, изменив только дозу инсулина. Однако это приводит к резкому повышению углеводов, что является причиной осложнений. Вот несколько правил при составлении меню для пациента.

1. Следует избегать тех продуктов, которые содержат быстроусваиваемые углеводы — сладости, выпечка, крахмалистые продукты, фрукты и соки из них, крупы.
  2. Низкоуглеводная диета позволяет не только держать сахар крови на одном уровне, но и снизить дозу инсулина.
  3. Вместо обычного сахара лучше использовать подсластители.
  4. От алкоголя следует отказаться.

Физические упражнения

Умеренная физическая активность способствует понижению уровня сахара крови. Во избежание резких скачков во время нагрузок следует измерять глюкозу. Подойдут любые упражнения, которые вам по душе: бег, плавание, занятия на тренажёрах. Они не только улучшают обмен веществ, но и создают хорошее настроение, повышают тонус, делают фигуру стройной и подтянутой.

Осложнения сахарного диабета 1 типа

Осложнения могут быть острыми и хроническими.

Острые — это комы: кетоацидотическая, гипогликемическая и другие. Они возникают при несоблюдении пациентом рекомендованной дозы препаратов или отказе от лечения  Хронические — это ангиопатии и нарушения микроциркуляции: ретинопатия, нефропатия, трофическая язва. Возникают постепенно, приводя, тем не менее, снижению качества жизни и инвалидности

Беременность при сахарном диабете 1 типа

Беременность при сахарном диабете 1 типа протекает как обычно, а ребёнок рождается без отклонений. Но для этого следует выполнить несколько требований.

1. До зачатия необходимо нормализовать все показатели, добиться стабилизации глюкозы крови. Во время беременности ваш организм будет испытывать нагрузки, и скрытые нарушения дадут о себе знать. Пристальное внимание стоит уделить состоянию сосудов.
  2. Нужно обговорить с врачом-эндокринологом свои планы по поводу беременности. Доктор даст рекомендации с учётом особенностей течения заболевания у вас.сахарный диабет 1 типа

Советы от врачей нашей клиники

Если вы заметили у себя или близких подобные симптомы, немедленно обращайтесь к врачу. Очень часто люди не обращают внимания на перечисленные симптомы и к врачу попадают на карете скорой помощи в коматозном состоянии.

Как показывает практика, больные диабетом 1 типа могут прожить долгую жизнь при условии тщательного контроля уровня сахара в крови.