Сахарный диабет у беременных женщин

сахарный диабет у беременныхБеременность – период в жизни женщины, когда происходит перестройка работы всех систем организма. Если она здорова, её организм переносит легко эти катаклизмы. Если же есть какая-то патология изначально, или имеется наследственная предрасположенность по какому-то заболеванию, то женщине труднее справляться с изменениями. Тогда может развиться серьёзная патология. Сахарный диабет у беременных – один из таких.

Сахарный диабет — заболевание, при котором в крови повышается сахар. Гормон инсулин, который отвечает за переработку глюкозы, содержится в сниженных количествах. Или же его достаточно, но организм к нему не восприимчив. Вследствие этих нарушений глюкоза крови повышается. Развивается клиническая картина сахарного диабета.

У беременной ситуация осложняется ещё тем, что диабет влияет и на плод. Есть риск возникновения серьёзных нарушений.

Как проявляется сахарный диабет у беременных?

В большинстве случаев патология никак не проявляется. Повышенный уровень глюкозы в крови обнаруживается случайно в анализах крови, которую каждая беременная должна сдать в определённые сроки. В случае высокого уровня глюкозы врачом назначается дальнейшее обследование.

Затем, если результат теста положительный, то есть у беременной диагностирован гестационный сахарный диабет, подбирается тактика лечения, который в каждом конкретном случае разный. Как виды терапии применяются: диета, физические нагрузки, лекарственные средства (инсулин).

Крайне редко сахарный диабет у беременных даёт выраженную клиническую картину. За исключением случаев, когда заболевание диагностировано ранее, ещё до беременности. В этом случае следует крайне внимательно следить за состоянием своего организма и проверять уровень глюкозы. Ведь именно беременность может спровоцировать колебания сахара, что неблагоприятно для женщины и её ребёнка.

Признаки сахарного диабета у беременных

При обследовании женщины у неё обнаруживаются следующие признаки:

1. повышение глюкозы — 5.5 ммоль/л и выше;
  2. нарушение микроциркуляции, которое обнаруживается при обследовании у невролога, окулиста, нефролога;
  3. положительный глюкозотолерантный тест, когда нарушен процесс утилизации углеводов при введении концентрированного раствора глюкозы.

Почему повышается глюкоза у беременных?

За не один год работы эндокринологом мы сделали вывод, что патология развивается не у всех, кто ждёт малыша – и это радует. Предрасполагающими факторами для развития сахарного диабета во время беременности являются:

Каков механизм развития сахарного диабета у беременных? Дело в том, что растущему в животике малышу требуется большое количество глюкозы. По этой причине происходит гормональная перестройка в организме самой женщины: плацента, которая растёт вместе с малышом, выделяет некоторое количество гормонов, тормозящих расщепление глюкозы.

Эти факторы, при наличии предрасполагающих, приводят в сбою в обмене углеводов: глюкоза накапливается в организме беременной. Что и является основным симптомом сахарного диабета.

Симптомы сахарного диабета у беременных

Женщина может предъявлять следующие жалобы:

жажда в любое время суток — из-за того, что сахар повышен, и он по законам физики притягивает к себе воду, организм пытается восполнить дефицит жидкости  и таким образом «подаёт» нам знаки слабость
учащённое мочеиспускание, тоже круглосуточное голод — сахар не усваивается, что вызывает рефлекторное чувство голода

Сложность в том, что даже у здоровых женщин в интересном положении часто возникают перечисленные симптомы. Поэтому при наличии этих жалоб следует пройти обследование, чтобы выяснить причину.

Гестационный диабет

Это тот вид диабета, который возникает во время беременности. Гипергликемия может повышаться периодически, например, после еды. Или же он постоянно выше нормы. В обоих случаях нужно предпринять меры для нормализации глюкозы. Чаще протекает благоприятно и после родов сахар нормализуется даже без применения лекарственных средств.

В дальнейшем у женщины остаётся риск заболеть сахарным диабетом 2 типа, но в более старшем возрасте.

Предгестационный диабет

Диабет, который развился до беременности, называют предгестационным (или прегестационным). Заболевание не является противопоказанием к вынашиванию плода и к родам, но требует пристального внимания как со стороны врачей, так и самой пациентки.

До беременности необходимо добиться нормализации всех показателей. Чем дольше будет поддерживаться эта стабильность, тем лучше. Следим не только за глюкозой, но и гликированным гемоглобином.

Скрытый сахарный диабет у беременных

Скрытый сахарный диабет никак не проявляется и его можно обнаружить при тщательном обследовании. Информативным считается определение сахарной кривой, и проведение теста на толерантность к глюкозе.Тем не менее, в сосудах уже происходят изменения. Поэтому даже при внешнем благополучии развиваются:

1. нарушение зрения;
  2. нарушение нервной проводимости;
  3. инфаркт и инсульт;
  4. трофические нарушения.

Чем опасен сахарный диабет во время беременности?

Нелеченый диабет может вызвать различные нарушения: как у мамы, так и у ребёнка. У беременной женщины это – риск позднего токсикоза, преждевременные роды, отёки, повышение давления. У малыша вероятно развитие патологий со стороны нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы после рождения. К тому же, он родится крупным, что неблагоприятно отразится на течении родов.

Поэтому крайне важно своевременно начатое лечение. Также следует придерживаться рекомендаций лечащего врача по поводу образа жизни, рациона питания, физических нагрузок – тут как никогда пригодятся скрупулёзность, точность и перфекционизм.

К счастью, добиться нормализации уровня глюкозы при сахарном диабете у беременных не так уж и трудно. К тому же, после родов необходимость  в инъекциях инсулина отпадает, а уровень глюкозы нормализуется. Но в дальнейшем нужно придерживаться определённой диеты, следить за весом, заниматься спортом, т. к. диабет может вернуться: или во время беременности, или без него.

Как вылечить диабет при беременности?

1. Для начала следует отрегулировать питание. Приём пищи — 5-ти или 6-ти разовое. Так легче стабилизировать гликемический уровень.
  2. Из рациона следует убрать быстрые углеводы — сахар в чистом виде, сладости.
  3. Необходимы физические нагрузки по мере сил. Перечень упражнений, которые можно выполнять, следует обсудить с лечащим врачом или специалистом по лечебной физкультуре.

В большинстве случаев этих мер достаточно, чтобы глюкоза крови пришла в норму. Но даже в этом случае нужно периодически пользоваться глюкометром.сахарный диабет у беременных

Те пациентки, у которых сахарный диабет 1 или 2 типа был выставлен до беременности, должны наблюдаться у эндокринолога, при необходимости меняя дозировку препарата.

Если простые меры не дают эффекта, необходимо будет подключить инсулинотерапию. Не стоит бояться того, что организм привыкнет к препарату. Да — неприятно, да — страшно. Но ещё страшней, когда организм перестаёт справляться самостоятельно, развиваются осложнения, вплоть до прерывания беременности. Поэтому лучше не допускать этого, и, если есть показания для инъекций, начать терапию.

Диагноз никак не сказывается на родах. Кесарево сечение проводится, если ребёнок крупный или у женщины малый таз. То есть показания к операции такие же, как и у абсолютно здоровой женщины.

Советы от врачей нашей клиники

Безусловно, нужно следить за уровнем глюкозы – повышение её является поводом обратиться к врачу-эндокринологу. Ну  а если так случилось, и у вас стоит диагноз «сахарный диабет» во время беременности, контроль уровня сахара крови – обязательное условие  успешного лечения.

В клинике Виталис работают квалифицированные врачи гинекологи-эндокринологи. Если у вас есть какие-то проблемы в этой области, или вы просто хотите проверить своё здоровье, мы готовы вам помочь. Тем более такая консультация необходима, если вы планируете (или ждёте) ребёнка, но попадаете в группу риска.