Сахарный диабет

Типы сахарного диабета. Лечение

Сахарный диабет – эндокринное заболевание, проявляющееся повышением уровня глюкозы в крови. Происходит это из-за недостатка инсулина или нечувствительностью клеток к нему. Длительно текущее заболевание быстро переходит в стадию осложнений.

Факторы риска

1. возраст старше 40 лет;
  2. отягощённый семейный анамнез;
  3. избыточная масса тела;
  4. масса тела ребёнка при рождении больше 4.1 кг;
  5. гестационный сахарный диабет во время беременности у женщин.

Типы сахарного диабета

Выделяют два типа заболевания:

1 тип – инсулинзависимый

2 тип – инсулиннезависимый

характеризуется недостаточным выделением (или отсутствием) инсулина

характеризуется выделением инсулина в достаточном количестве

Сахарный диабет 1 типа – инсулинозависимый

Развивается из-за разрушения клеток поджелудочной железы, синтезирующих этот гормон. При обследовании выявляется абсолютный дефицит инсулина. Манифестирует до 30 лет, болеют даже дети, в том числе новорожденные. Хотя сейчас болезнь диагностируется и в более старшем возрасте.

Начало болезни стремительное: симптомы рано проявляются и быстро нарастают. Телосложение больных чаще худощавое, так как усиливается использование белков вследствие недостатка энергии. Постепенно развивается истощение организма, в том числе внутренних органов.

При отсутствии лечения развиваются осложнения и их тяжесть, к сожалению, не зависит от возраста пациента и сроков заболевания.

Диета при сахарном диабете первого типа

Питание должно быть выстроено таким образом, чтобы не было эпизодов повышение сахара в крови. Также нельзя допускать падения этого показателя до критического уровня. И в том, и в другом случае есть риск развития комы – состояния, требующего экстренных мероприятий в условиях стационара.

Постоянные колебания уровня глюкозы вредны. Поэтому нужно стараться «держать» сахар на стабильном уровне. При этом важно соблюдать правило, что меню должно покрывать энергетические потребности пациента.

Для удобства пациентов врач рассчитывает хлебные единицы для него на сутки, исходя из особенностей течения заболевания. Хлебные единицы – эта единица измерения углеводов в продуктах питания.

Этот объём нужно раскидать на 5–6 приёмов пищи – именно столько раз должен кушать больной. Постепенно пациент учится заменять один продукт другим, сочетать их и составлять грамотное индивидуальное меню, подгонять рацион под дозу и время инъекции инсулина.

Что можно кушать?

Диета для больных сахарным диабетом по системе Певзнера носит №9. Согласно ему, можно употреблять:

Категорически запрещены сладости, варенье, жирные продукты, пряности, острые блюда, алкоголь, сладкие фрукты.

Сахарный диабет 2 типа – инсулиннезависимый

Манифестирует после 30 лет, обычно на фоне ожирения. Начало постепенное, скрытая фаза может длиться годами. Инсулина достаточно, но по каким-то причинам клетки организма к нему нечувствительны. Следовательно, гормон не может оказать своего действия и уровень глюкозы крови повышается. Компенсаторной реакцией является ещё больший выброс инсулина.

Возможные последствия диабета 2 типа – заболевания сердечно-сосудистой системы (инсульт, артериальная гипертензия, атеросклероз).

Диета при сахарном диабете второго типа

Правильное питание при этом виде заболевания – основная часть лечения. При лёгком течении диета помогает избежать приёма лекарственных средств. Смотрите перечень разрешённых продуктов выше и составляйте рацион. При желании можно сделать его разнообразным, что вы не будете чувствовать разницы между вашим рационом и рационом здорового человека.

Очень быстро вы заметите снижение сахара. А улучшение самочувствия, нормализация веса, повышение качества жизни станут хорошим бонусом.

Питание при сахарном диабете второго типа

Следует отказаться от продуктов, содержащих сахар, изделий из белой муки, газировки и соки, жирного мяса и полуфабрикатов (колбаса, сардельки, консервы). В качестве источника углеводов подойдут: картофель, крупы, свежие фрукты, ягоды. Основу рациона должны составлять овощи, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса.

Причины сахарного диабета

Инсулин – гормон, продуцируемый поджелудочной железой. Он вырабатывается при повышении концентрации углеводов в крови, то есть после приёма пищи. Глюкоза – основной источник энергии для организма. Но проникновение её в клетки, где происходят сложные биохимические процессы с выделением энергии, невозможно без инсулина.

Дефицит инсулина (1 тип) или нечувствительность клеток к нему (2 тип), приводит к повышению глюкозы (выше 5.5 ммоль/л) и энергетическому «голоданию» организма с соответствующей симптоматикой и осложнениями.

Что приводит к таким нарушениям?

Предрасполагающие факторы

Имеются ввиду те факторы, которые есть у пациента, и при воздействии провоцирующих факторов они могут привести к сахарному диабету.

Провоцирующие факторы

Это как раз те факторы, которые могут дать толчок для развития заболевания:

вирусы, которые могут поражать поджелудочную железу (краснухи, паротита, ветряной оспы, гепатита)

аутоиммунные заболевания, при которых иммунная система может разрушать собственные клетки поджелудочной железы

переедание, следствием которого является ожирение

стрессы

Риск манифестации заболевания многократно повышается, если присутствуют несколько факторов.

Симптомы сахарного диабета

Основными проявлениями сахарного диабета являются: полидипсия (жажда), полиурия (частое мочеиспускание), полифагия (голод). Также больного беспокоят сухость во рту, сонливость, слабость, частые гнойные заболевания кожи, зуд кожи, в том числе в области половых органов. Пациент жалуется на боли в животе, проблемы с пищеварением. У женщин нередко наблюдается кандидоз, имеющий рецидивирующее течение.

Недостаток энергии из-за неусвоения глюкозы приводит к повышенному распаду жиров и белков – «запасного» источника энергии. Усиленный распад этих веществ приводит к скоплению кетоновых тел, что выражается запахом ацетона изо рта и от кожи (пота).

Сахарный диабет опасен своими осложнениями:

1. кетоацидозом, приводящим к диабетической коме – жирные кислоты накапливаются в крови, приводя к закислению организма (падению рН);
  2. ангиопатией – поражением сосудов головного мозга, почек, сетчатки глаз, стопы, мышц сердца, нервов и суставов.

Диагностика

Для диагностики сахарного диабета важно присутствие характерных симптомов (жалоб), и лабораторных отклонений. В биохимическом анализе крови ориентируются на уровень глюкозы выше 7.0 ммоль/л натощак или 11 ммоль/л при проведении теста на толерантность.

Требуется полное обследование пациента для определения стадии патологического процесса, наличия осложнений. Необходима консультация невролога, офтальмолога, ангиолога и других специалистов.

Лечение

Логично предположить, что если существуют различные типы сахарного диабета, лечение тоже требуется различное.

Большую роль в комплексной терапии и профилактике осложнений играют: диета, физические упражнения, контроль сахара крови, мочи. Немаловажно научиться приёмам самоконтроля – в этом вам помогут врач-эндокринолог и школы диабета.

Одновременно проводится лечение осложнений, нормализуется функция поджелудочной железы, восстанавливается микроциркуляция в органах.

Рекомендации от врачей нашей клиники

При отсутствии лечения или неадекватном лечении, наличии сопутствующей патологии возможны осложнения. Высокий уровень глюкозы вызывает повышение вязкости крови, из-за чего страдает микроциркуляция и развиваются болезни сердца (инфаркт), нервной системы (инсульт, нейропатия), почек (нефропатия), глаз (ретинопатия). Может развиться диабетическая стопа с трофической язвой.

Также существует риск острых осложнений. При 1 типе сахарного диабета, лечение которого проводится инсулином, возможна гипогликемическая кома, если превысить дозировку препарата. А если пропустить инъекция инсулина, развивается гипергликемическая кома.

Поэтому очень важно соблюдать рекомендации врача, не пропускать ни инъекции препарата, ни приём пищи. Ваше здоровье полностью зависит от вашей пунктуальности. Удачи вам!