Узловой зоб щитовидной железы

Существуют заболевания, при которых в щитовидной железе развиваются объёмные образования. Причинами могут быть различные процессы: воспалительные, онкологические и т.д. В эндокринологии эти болезни называют одним словом – узловой зоб щитовидной железы.

Причины и формы патологии

Узлы в железе могут образовываться по нескольким причинам.

Что касается видов узлового зоба щитовидной железы, то есть несколько классификаций: с учётом происхождения (ткани, откуда растет узел), количества узлов, их размера. От истинных отличаются так называемые ложные узлы, представляющие собой воспалительный инфильтрат или кисту.

Проявления болезни

На начальной стадии болезни узловой зоб никак не проявляется, особенно – если не нарушается функция железы. Большинство пациентов как первый симптом болезни отмечают увеличение железы. Оно обычно несимметричное. Едва заметное на ощупь в начале, со временем узел становится всё больше, сдавливая соседние органы – сосуды, нервы, пищевод, трахею. Это вызывает затруднения глотания и дыхания, изменение голоса. Пациент жалуется на ощущение «кома в горле», приступы удушья, длительный сухой кашель.

Сдавление сосудов даёт о себе знать приступами головокружения, головными болями, шумом в голове, одутловатостью головы из-за отёков, расширением подкожных вен, цианозом кожи лица и шеи.

При нарушении функции железы присоединяются следующие симптомы. При гипофункции (недостатке тиреоидных гормонов) – слабость, депрессия, сонливость, частые инфекционные заболевания, снижение температуры тела, снижение аппетита, запоры и т. д. То есть происходит замедление всех обменных процессов. При избыточной выработке гормонов наблюдаются повышенная нервная возбудимость, повышение температуры тела, дрожь, потеря массы тела наряду с сохранённым аппетитом и т. д.

При любом виде нарушения наблюдаются нарушения со стороны половой сферы. У мужчин это – снижение либидо, у женщин – нарушения менструального цикла, проблемы с зачатием и вынашиванием.

Необходимым диагностическими мероприятиями при подозрении на узловой зоб являются: осмотр и пальпация, УЗИ, определение гормонального фона. Дополнительные методы обследования, которые применяются для уточнения диагноза – биопсия, рентгенография, томография.

Как лечится узловой зоб щитовидной железы?

При узловом зобе применяются несколько видов лечения. Всё зависит от вида патологии, размеров образований и их характера. При коллоидном зобе,
например, когда функция железы не нарушена, показано наблюдение эндокринолога. А при быстром росте узла, сдавлении соседних органов врач делает выбор в пользу одного из методов – медикаментозного лечения синтетическими гормонами, терапии радиоактивным йодом или хирургического удаления узла, части железы или всего органа  с последующей медикаментозной терапией. Более длительное и сложное лечение требуется при злокачественном характере узла.

В качестве профилактики узлового зоба щитовидной железы мы рекомендуем употребление в пищу йодированных продуктов. В некоторых группах целесообразно применение препаратов йода – у детей и подростков, беременных женщин. И, конечно же, необходимо проходить регулярное обследование у эндокринолога. Это единственный способ вовремя обнаружить болезнь и начать лечение.