Хронический колит кишечника: общая информация

хронический колит кишечникаХронический колит кишечника — воспаление слизистой оболочки толстого кишечника хронического характера. Как правило, сочетается с воспалением других участков желудочно-кишечного тракта: желудка, тонкой кишки. Клиническая картина складывается из периодов ремиссии и обострения.

Симптомы хронического колита

Поводом для обращения к врачу являются субъективные симптомы в виде болей в животе разлитого характера. Это могут быть тупые постоянные боли, которые усиливаются после приёма пищи, при вздутии живота, перед актом дефекации. В каловых массах можно обнаружить слизь и примеси крови.

Пациент жалуется на урчание в животе, метеоризм, поносы (до 15 раз за сутки), чередующиеся с запорами. После дефекации остаётся чувство не полностью опорожнённого кишечника. Могут быть ложные позывы к дефекации.

Нарушение пищеварения приводит к дефициту питательных веществ. Пациент жалуется на слабость, вялость, сонливость, холодный пот, плохой аппетит, снижение массы тела. Интоксикация вследствие всасывания продуктов жизнедеятельности болезнетворных бактерий только усиливает эти симптомы, также приводит к повышению температуры тела.

Причины развития

Хронический колит чаще всего развивается после:

1. приёма антибиотиков;
  2. кишечных инфекций, глистной инвазии;
  3. присутствия в рационе тяжело перевариваемых продуктов, жирной и острой пищи, физических нагрузок и стрессов;
  4. отравления и воздействия радиационного излучения;
  5. возрастных изменений тканей толстого кишечника;
  6. инфекционного и воспалительного процесса в других отделах пищеварительного тракта;
  7. пищевой аллергии.

Вследствие перечисленных факторов на слизистой возникает очаг воспаления. Слизистая отекает, нарушаются её функции: сокращение и выделение слизи.

Для выставления диагноза врачу нужно проанализировать данные:

1. опроса, в ходе которого пациент перечисляет жалобы, время и условия их появления;
  2. осмотра;
  3. лабораторных методов обследования — анализа крови, кала;
  4. дополнительных методов обследования — ирригоскопии (рентгенологического исследования с введением контрастного вещества), эндоскопических методов (осмотра разных частей толстого кишечника при помощи видеоскопа), ультразвукового исследования.

Лечение хронического колита

Терапия хронического колита бывает эффективным только в случае комплексного подхода с применением нескольких методов лечения

диеты

медикаментозных средств

физиотерапевтических методов, массажа

Основным условием является устранение причинных факторов, перечисленных выше.

В период ремиссии показано соблюдение диеты, не такое строгое, как при обострении, но исключение раздражающих кишечник продуктов может предотвратить обострения в дальнейшем. Отрегулировать работу кишечника и оздоровить весь организм помогает санаторно-курортное лечение.

Диета при хроническом колите

В начале обострения, когда клиническая картина ярко выражена, показано голодание. В последующем переходят к лечебному столу №4, который позволяет щадить стенки кишечника от раздражения пищей и предотвращает процессы брожения.

Все блюда протёртые или жидкие, полужидкие, не горячие и не холодные. Способ готовки — на пару или варка.

Разрешаются:

1. супы нежирные некрепкие с варёным и протёртым мясом, со слизистыми крупами;
  2. мясо, курица и рыба только нежирных сортов;
  3. хлеб не очень свежий, не поджаристый, небольшими порциями;
  4. из молочных продуктов — свежий нежирный творог;
  5. крупы в виде протёртых каш на воде;
  6. отвары овощей;
  7. яйца не больше 2 штук в день, в виде омлета или всмятку;
  8. из напитков — некрепкий чай, кофе, отвары некислых ягод и фруктов (шиповника, черёмухи, шиповника).

Остальное запрещено к употреблению – жирные и острые продукты, свежий хлеб и сдоба, молоко и молочные продукты, свежие овощи и фрукты, ягоды

Медикаментозное лечение

1. Воспалительный процесс сопровождается заселением слизистой оболочки патогенной флорой. Для избавления от неё назначаются антибактериальные средства. По окончанию курса лечение рекомендован приём эубиотиков и пробиотиков для восстановления микрофлоры.
  2. Хороший результат дают вяжущие и обволакивающие средства. Их можно применять внутрь или делать клизмы — всё зависит от локализации воспаления.
  3. Для восполнения дефицита витаминов назначаются витаминно-минеральные комплексы.
  4. При нарушении функции поджелудочной железы показано применение ферментов.
  5. При аллергическом характере воспаления назначаются антигистаминные средства.

Народные средствахронический колит кишечника

Некоторые растительные средства обладают дубильными свойствами, поэтому их можно  применять при хроническом колите. Например, отвары змеевика, черёмухи, коры крушины, плодов аниса, фенхеля, облепихи; настойку прополиса, раствор мумиё. Для клизм подходят отвары ромашки, масло облепихи.

Все рецепты народной медицины следует согласовывать с лечащим врачом — растительные компоненты следует тщательно взвешивать и соблюдать указанные пропорции. Они также обладают побочными действиями, как и медикаментозные средства.

Профилактика

Профилактика хронического колита подразумевает исключение тех факторов, которые приводят к заболеванию.

Необходимо следить за тем, чтобы кишечник своевременно опорожнялся.

Советы от врачей нашей клиники

Хронический колит — заболевание, которое требует постоянного соблюдения диеты, отказа от некоторых продуктов. Это нужно, чтобы не было обострений заболеваний, которые, как правило, требуют госпитализации. Также недопустимо самостоятельное лечение. Все лекарственные средства, и даже растительные, должны назначаться только врачом гастроэнтерологом.

Не зная все нюансы действия лекарств, вы можете добиться прямо противоположного эффекта.