Уретрит у мужчин: первые симптомы и признаки

уретрит у мужчинПри уретрите воспаляется мочеиспускательный канал. Встречается и у мужчин, и у женщин. Но всё же чаще у мужчин ввиду анатомических особенностей: у них длина мочеиспускательного канала составляет 16–24 см (у женщин — 4 см) — возможность развития воспалительного развития в таких условиях намного выше.

Проблема уретрита заключается в запоздалой диагностике. Мужчины не стремятся обращаться за медицинской помощью при первых симптомах. Поэтому нередко у них уже имеются осложнения — распространение воспалительного процесса на другие органы мочевыделительной системы, бесплодие и другие.

Причины уретрита у мужчин

1. Воспаление, вызванное бактериями, вирусами (герпеса) или грибками.
  2. Инфекции, в том числе половые. Самый частый возбудитель, который приводит к уретриту у мужчин — гонококк.
  3. Травмы полового члена — внешние (ушибы, физическое перенапряжение, медицинские манипуляции, к примеру, установка катетера или эндоскопическое исследование) и внутренние (вследствие продвижения камня и травмировании слизистой с последующим бактериальным заселением ранки).
  4. Аллергия.
  5. Заболевания других отделов мочеполового тракта — мочевого пузыря, почек, яичек, предстательной железы.
  6. Снижение иммунитета, вызванное нерациональным питанием, переохлаждением, недосыпанием, интоксикацией, стрессами. Организм не может бороться с микробами и вирусами, даже если те проникают в небольшом количестве.
  7. Раздражение слизистой уретры едкой мочой, если пациент злоупотребляет острой, пряной, кислой или солёной пищей, алкоголем.
  8. Недостаточное питьё, из-за чего повышается плотность мочи.
  9. Раздражение после контакта со средствами гигиены или контрацепции.

Формы и стадии заболевания

Классифицируются уретриты по нескольким признакам. Мы затронем только самые на наш взгляд, важные.

По этиологии — инфекционные (в зависимости от вида возбудителя — грибковый, хламидийный, гонорейный, смешанный, вирусный и т.д.), неинфекционные (травматический, аллергический и т.д.). По характеру течения — острый и хронический.
По виду возбудителя — специфический (туберкулёзной, хламидийной и другой этиологии) и неспецифический (остальные микроорганизмы — стафилококки, стрептококки, грибки, кишечная палочка). Первичный при развитии воспаление в уретре и вторичный при проникновении возбудителя инфекции из других органов — простаты, мочевого пузыря, прямой кишки, яичек, семенных пузырьков, и даже лёгких и миндалин.

Стадийность выражена у острой формы уретрита. Вначале он протекает как острый процесс, затем подострый, который переходит в торпидный уретрит, то есть вялый. В дальнейшем воспаление или проходит, или переходит в хроническую форму.

Симптомы уретрита у мужчин

Первые симптомы появляются в разные сроки и разной степени выраженности — это зависит от причины. При травме начало болезни резкое, связанное с воздействием травмирующего агента, при гонорее первые признаки появляются спустя 4–7 дней после заражения, кандидозе — в течение 2–3 недель. Туберкулёзный уретрит начинается постепенно, в течение нескольких лет после инфицирования.

Самые частые жалобы:

1. Боль в половом члене и области промежности, усиливающаяся при мочеиспускании, эякуляции.
  2. Жжение и зуд.
  3. Выделения из уретры — иногда незначительные, иногда обильные гнойные или творожистые, сопровождаются неприятным запахом.
  4. Если воспалительный процесс затрагивает другие органы мочевыделительной системы, симптоматика становится более разнообразной. Пациента будут беспокоить боли внизу живота, в мошонке, повышенная температура, слабость.
  5. Нарушение мочеиспускания — учащённое, болезненное, с примесью крови или слизи.
  6. При осмотре можно заметить покраснение наружного отверстия мочеиспускательного канала, корочки.

Хронический процесс сопровождается неярко выраженными симптомам, которые периодически усиливаются в периоды обострения.

Возможные осложнения уретрита у мужчин и последствия

Распространение воспаления на другие отделы мочеполовой системы — яички (орхит), предстательную железу (простатит), головку полового члена (баланопостит). Отдалённые последствия — это бесплодие и снижение эректильной дисфункции, переход заболевания в хроническую форму, формирование стриктур (сужения).

Перечисленные осложнения развиваются при отсутствии адекватного лечения, преждевременном прекращении курса, сниженном иммунитете.

Диагностика

Важно провести тщательное обследование, чтобы выявить причину уретрита. От этого зависит тактика лечения. Проводятся:диагностика уретрита у мужчин

1. Клинические анализы крови и мочи, которые дадут первоначальную информацию о состоянии здоровья.
  2. Бактериологическое исследование мочи и мазков из уретры помогут выявить возбудителя при инфекционном уретрите и определить его чувствительность к антибиотикам.
  3. ПЦР-диагностика.
  4. Уретроскопия — эндоскопический метод исследования, при котором в мочеиспускательный канал вводится уретроскоп и проводится осмотр. Даёт непосредственную информацию о наличии воспалительного процесса.
  5. С помощью ультразвуковых и рентгенологических методов исследования можно оценить структуру органов мочеполовой системы и обнаружить в них патологические изменения.

Лечение уретрита у мужчин

Терапия зависит от причины воспаления.

1. При аллергическом характере патологии назначаются антигистаминные средства и даются рекомендации об устранении аллергена.
  2. При инфекционном характере воспалительного процесса лечение основывается на антибиотикотерапии. Средство выбирается по результатам бакпосева в таблетированной форме, в виде растворов для инъекций или введения в полость уретры.
  3. При грибковом поражении препаратом выбора являются системное антимикотические средства.
  4. Назначаются также средства, повышающие иммунитет и витамины.
  5. Травматический уретрит может потребовать хирургического вмешательства для устранения нарушений.
  6. При стриктурах показано бужирование для восстановления проходимости.

Дополнительно применяются физиотерапевтические методы — электрофорез, лазеротерапия, УВЧ.

Для достижения высокого эффекта от терапии необходимо соблюдать несколько правил

• На период лечения необходимо прекратить половые контакты
  •  Отказаться от острых, солёных, специй, которые приводят к ещё большему раздражению слизистой уретры.
  • Курс лечения можно завершить только после одобрения врача. Исчезновение симптомов не говорит о полном излечении
  • При инфекционном уретрите необходимо обследование партнёрши и его нужно — лечение

Возможно применение народных методов для дополнения основного лечения. Отличными противовоспалительными, антимикробными свойствами обладают петрушка, дубовая кора, клюква и другие растения. Их можно применять внутрь или делать ванны. Конкретный сбор или рецепт вам подскажет лечащий врач.

Эффективна и гирудотерапия: компоненты слюны пиявки обладают противовоспалительным, противоотёчным, обезболивающим эффектом.

После выздоровления необходимо врачебное наблюдение. При планировании беременности мы рекомендуем обратиться к андрологу в плановом порядке для определения фертильности. Если будут выявлены нарушения репродуктивной функции, показано ЭКО или другие методы.

К какому врачу обращаться

Лечение уретрита занимается врач-уролог. Он проводится первичный осмотр, назначает анализы, интерпретирует их, направляет на дополнительные методы исследования. При необходимости он может направить на консультацию к врачам другого профиля — венерологу, онкологу.

Профилактика

профилактикаДля предотвращения уретрита необходимо выполнение нескольких условий.

1. Отказ от алкоголя и курения, чрезмерных физических нагрузок.
  2. Защищённые половые контакты и тщательное соблюдение интимной гигиены. Средства гигиены и ухода, полотенца, бельё должны быть строго индивидуальными. Не рекомендуем пользоваться общественными банями, посещать бассейны, если вы не уверены, что там строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.
  3. Закаливание, одежда по сезону, правильное питание, соблюдение режима и другие методы, которые будут способствовать поддержанию иммунитета в должном уровне.
  4. Своевременное опорожнение мочевого пузыря
  5. Ограничение алкоголя, жирной, солёной, острой пищи
  6. Регулярное посещение уролога для исключения патологии со стороны мочеполовой системы.