Адрес:
Москва, ул. Гиляровского д. 53, подъезд №2
Мы справляемся с трудными задачами
Телефон горячей линии

Постковидный синдром

Постковидный синдром –  это состояние, характеризующееся наличием длительных симптомов до 12 недель и более, выявляемое  у более 20 %  людей, перенёсших коронавирусную инфекцию. Если человек переболел COVID-19 в лёгкой или среднетяжёлой форме,  восстановление  занимает  около 1 месяца. После тяжёлой формы болезни пациенту придётся восстанавливаться в течение 6 месяцев, в ряде случаев до года.

Последствия  ковидной инфекции  обусловлены сложными патогенетическими механизмами, которые  приводят к поражению различных органов и систем.  Даже перенесенный в легкой или бессимптомной̆ форме вирус SARS-CоV-2 может  оставлять длительные неблагоприятные последствия. Это связано с системным поражением эндотелия капилляров, диссеминированными микротромбозами с последующим возникновением очагов аутоиммунного воспаления, особенно в белом веществе головного мозга.

Коронавирус оказывает прямое повреждающее действие на митохондрии, вызывает цитокиновый шторм и воспаление, что обуславливает клиническую  картину синдрома хронической̆ усталости. Легочные поражения возникают в результате  гиперплазии альвеолоцитов 2-го типа и определяются  на КТ,  как феномен "матового стекла" у большинства пациентов. Эта реакция может сохраняться долго, и при неблагоприятных обстоятельствах завершается легочным фиброзом в пораженных областях.

Постковидный синдром - симптомыПри  постковидном синдроме наиболее часто отмечается следующие симптомы:

• длительная слабость, затруднённое дыхание, тяжесть в грудной клетке
  • головные боли, боли в мышцах, суставах
  • потеря обоняния, искажение запаха/вкуса;
  • выпадение волос, сухость кожи
  • различные кожные реакции (покраснение, высыпания, капиллярные сетки);
  • резкие скачки давления и пульса, аритмии, тахикардии, головокружения, боли в области сердца, одышка, снижение переносимости физических нагрузок;
  • когнитивные нарушения (снижение памяти, тревога и панические атаки);
  • расстройство желудочно-кишечного тракта, тошнота, снижение аппетита, диарея;
  • продолжительная субфебрильная температура, либо гипотермия, либо скачки температуры
  • другие многочисленные неспецифические симптомы.

Кроме того, после перенесённого Ковид-19 часто выявляются осложнения хронических заболеваний, увеличивается вероятность возникновения сердечно-сосудистых, неврологических осложнений у лиц с факторами риска и генетической предрасположенности к данным состояниям.  Могут дебютировать заболевания, которые ранее  и не предполагались у человека.  Так, например,  наличие аносмии может быть предиктором возникновения острого ишемического инфаркта.

В связи с этим очень важное значение приобретает не только проведение необходимых реабилитационных мероприятий у лиц с уже имеющимися постковидными осложнениями, но и динамический контроль состояния у якобы «здоровых людей». Необходимо проведение  обследования через  2  и 4  недели  после заболевания под контролем опытных специалистов с разработкой индивидуальной программы лечения и профилактики.

Оценку восстановления нарушенных функций и системного воспаления обеспечивают тесты, приведенные ниже:

1. Клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой,  общий анализ мочи;
  2. Маркеры воспаления СРБ, Уровень IL-6  и IL-10;
  3. Биохимия крови: креатинин, мочевина, АЛТ, АСТ, ГГТ, билирубин общий, прямой, непрямой; общий белок, альбумин,  калий, натрий, кальций, магний, глюкоза, ЛДГ, КФК (КФК-МВ), липидный спектр, гомоцистеин;
  4. Ферритин, трансферритин;
  5. Коагулограмма (протромбин по Квику, протромбиновое время, фибриноген, АЧТВ, МНО);
  6. D-димер;
  7. Гормоны щитовидной железы ТТГ, Т4 св, Т3 св, АТ к ТГ, АТ к ТПО
  8. ЭКГ; холтеровское мониторирование ЭКГ

Оценка данных показателей  необходима, как для лечения уже имеющихся симптомов, так и для профилактики опасных для жизни состояний. Так, например, может до 2-3 х месяцев оставаться активность воспалительного процесса,  гиперкоагуляция,  нарушение белкового, углеводного обменов, часто снижается активность работы щитовидной железы.  При необходимости проводится выполнение ЭХО-КГ, и суточного мониторирования ЭКГ.

В контексте данной проблемы необходимо отметить, что SARS-CoV-2 очень часто повреждает  кишечную стенку, а также необоснованный прием антибактериальных препаратов наносит значительный урон как кишечной микробиоте, так и полноценной работе всего желудочно-кишечного тракта.  Поэтому необходимо внимательно отнестись и к этому моменту.

Также нередко имеет место психо-неврологические осложнения, это нарушения когнитивных функций, снижение памяти, нарушение сна, депрессивные состояния, различного рода полинейропатии.

Для  коррекции возможных постковидных осложнений, мониторинга состояния пациента, необходима  в первую очередь консультация  терапевта,  кардиолога, невролога, в дальнейшем в зависимости от выявленных  изменений может потребоваться консультация эндокринолога, гастроэнтеролога.

На основании тщательного сбора жалоб и анамнеза определяется система преимущественного поражения и  составляется   индивидуальная  программа реабилитации, которая направлена на улучшение  работы  митохондрий, активизацию процессов регенерации, восстановление иммунитета, нормализацию эндотелия сосудов, оптимизацию функций нервной системы.

В нашей клинике есть все возможности для полноценного обследования и лечения, а наши опытные специалисты помогут вам  оставаться здоровыми.

Стоимость приема специалистов по лечению постковидного синдрома

Название услуги Стоимость (рубли)
Прием врача акушера-гинеколога, эндокринолога, научного руководителя клиники Бухариной Е.В. 12 400
Онлайн-консультация гинеколога, эндокринолога, научного руководителя клиники Бухариной Е.В. 9 500